На ежегодном Всероссийском форуме "Госзаказ: за честные закупки" обсуждались актуальные вопросы функционирования системы закупок в условиях цифровой экономики. Об этом перспективном направлении в интервью "Business FM Самара" рассказал координатор проекта ОНФ "За честные закупки" в Самарской области, член Политического Совета партии "РОДИНА" Вадим Нуждин.
- Каким образом система государственных закупок может перейти в цифровое пространство? Что это означает?
- Современные технологии позволяют практически полностью автоматизировать систему закупок. Сегодня уже никого не удивляет, скажем, "умный холодильник" фирмы "Самсунг", который сам закупает все необходимые продукты, причем по оптимальному соотношению цены и качества. Система госзакупок должна перейти вот в этот вариант, когда человеческий фактор сведён к нулю и происходит оптимизация всего процесса. Если сейчас государство даже по рыночной цене приобретает что-то, то все равно в итоге выходит значительно дороже, потому что есть целый штат тех, кто готовит эту закупку, кто ее осуществляет, кто контролирует и т.д. Если мы уберём человеческий фактор, то и коррупционная составляющая уйдёт, и цена будет максимально приближена к рынку.
Алгоритмы-то, в принципе, везде одинаковые. Есть заказчик, которому надо купить, и есть поставщик, которому нужно продать. Заказчик ищет этого поставщика, уточняет по цене, они приходят к соглашению, договариваются. Вот система цифровой экономики позволяет максимально все эти контакты убрать. В систему закладываются все параметры и критерии для приобретаемого товара, а поставщик, который на рынке по этому товару присутствует, выкладывает все, что касается его товара. Система сравнивает, находит оптимального поставщика и всё, происходит договорённость. Внедрять новую систему придется в сжатые сроки. С 1 января 2019 года мы уходим от системы бумажных контрактов, то есть все контракты будут заключаться в электронном виде, и это уже закон.
- Цифровая экономика полностью исключает коррупционную составляющую или в новой системе тоже кто-то сможет "навариться"?
- Я думаю, что те процессы, которые можно провести через алгоритмы, наверняка изначально будут закладываться с элементом отсутствия коррупционной составляющей. И потом очень интересно, что вкупе с цифрой речь идет о том, чтобы все денежные средства (а в цифре это сделать можно) были окрашены. Сейчас это уже практикуется. Если в системе государственного оборонного заказа деньги уже окрашиваются, и видно всё их движение — от банка до последнего исполнителя, то это можно использовать и по всем другим направлениям. Это тоже часть цифровой экономики — возможность проследить движение всех средств до последнего потребителя. Аспектов очень много, надо сейчас только все это очень грамотно свести в одно целое и добиться, чтобы это все реально заработало.
- Чем будете заниматься, когда цифровая экономика победит коррупцию?
- Открывая форум, руководитель Исполкома Общероссийского народного фронта Алексей Анисимов сказал: "Благодаря тому, что экономика перейдёт на цифровые рельсы, мы надеемся, что работы у активистов ОНФ здесь не останется". Да это и здорово! Если действительно система будет работать таким образом, что коррупционная составляющая уйдет, так мы за то, чтобы убрать общественный контроль из этой сферы. У нас есть, чем еще заниматься — проблем в экономике, экологии региона, в социальной сфере, к сожалению, еще очень много.
- На чем еще, кроме перехода к цифровой экономике, сосредоточатся ОНФ и активисты проекта "За честные закупки" в ближайшее время?
- Сегодня на контроле ОНФ находится все, что связано с детским питанием, — как в дошкольных и школьных учреждениях, так и в различных интернатах социальной направленности, в лечебных учреждениях. Потом на контроле поставки медикаментов и оборудования, то есть всё, что связано с системой здравоохранения. На контроле остаются дороги, объекты к ЧМ-2018, особенно ситуация с гарантийным обслуживанием того, что вот сейчас будет принято по актам и будет введено в эксплуатацию. Потому что есть уже сигналы о том, что некоторые объекты, возможно, хромают по качеству. Мы эти сигналы будем проверять и добиваться, чтобы все те гарантийные обязательства, которые взяли на себя подрядчики, были выполнены, и в итоге мы получили качественные объекты, которые долго нам будут служить во благо.