Заявление президента России, лидера ОНФ Владимира Путина в ходе "прямой линии" о том, что он выступает за квалифицированные рабочие кадры, а профориентацию лучше начинать на ранней стадии – в школе, свидетельствует, что к проблеме приковано пристальное внимание, считает первый заместитель председателя Совета Самарского регионального отделения партии "РОДИНА" Валерий Барсук.
- Это, действительно, очень важное направление в работе по подготовке высокопрофессиональных производственных кадров, - полагает Валерий Барсук. – Я сам поступал в Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева после окончания профильного технического учебного заведения. А до того прошел обучение на школьном учебно-производственном комбинате авиационного профиля. Все эти последовательные этапы профобучения, а также опытные наставники и кураторы, очень помогли мне в выборе будущей профессии. Поэтому, основываясь на личном опыте, могу со знанием дела утверждать, что проект, за распространение которого ратует Павел Ожередов (прим.ред. сопредседатель регионального отделения ОНФ в Самарской области), заслуживает самого пристального внимания, изучения, систематизации и последующего внедрения в систему высшего и среднего профессионального образования.
В Программе партии "РОДИНА" 2013 года подчеркивалось, что "ключевую роль в решении проблемы должны играть специализированные вузы (в том числе – их программы прикладного бакалавриата) и техникумы, а также технические учебные заведения общего профиля... Целесообразно реализовать схему трудоустройства на базе трехсторонних контрактов между вузом (или техническим учебным заведением), отраслевым концерном и студентом. Работа на предприятии должна начинаться ещё в период обучения - в рамках специализированных (полностью или частично оплачиваемых) производственных практик и стажировок. Учащимся, помимо опыта, это даст и достойный заработок, и мотивацию серьезно осваивать необходимые умения".
Все это особенно актуально стало звучать именно сегодня, когда сложная политическая и экономическая ситуация поставила перед нами задачу масштабного импортозамещения. А это не только и даже не столько продукты питания и товары потребительского спроса. Речь идет о глобальном импортозамещении во всей промышленности, и в первую очередь – в оборонно-промышленном комплексе. А работать-то у нас некому! Где те золотые руки, светлые головы и трудовые династии, которыми прежде на весь мир славилась наша "оборонка"?! В достатке (и даже в избытке) только всевозможные менеджеры с нередко сомнительными дипломами, всегда готовые руководить, но далеко не всегда умеющие это делать.
Многие предприятия сегодня столкнулись с тем, что техники, мастера и просто хорошие квалифицированные рабочие – в острейшем дефиците. А без этих кадров все наши разговоры о перестройке в промышленности и экономике будут лишь пустым сотрясением воздуха.
Как известно, все новое – это, увы, хорошо забытое старое. Лично я, например, часто вспоминаю совсем небесполезные учебно-производственные комбинаты, которые в обязательном порядке давали школьникам трудовые навыки, весьма актуальные не только для повседневной жизни, но и для дальнейшего обучения, профориентации. Так может быть пора нам обратиться к богатому опыту профессиональной подготовки советской школы, переосмыслить его и применить, с учетом реалий сегодняшнего дня, уделив особое внимание системе образования и подготовке новых кадров на производстве?
Мне кажется, что наша современная средняя школа должна быть общеобразовательной в полном смысле слова и давать, как это и было прежде, хотя бы общие знания и практические навыки для будущей профессии, - считает Валерий Барсук.